Еще раз о съемке
- Катерина Ковалева
- 20 сент. 2016 г.
- 3 мин. чтения

Все перечисленное существует на нашем рынке. И, кстати, не только на нашем. Если вы такого не видели, вам повезло.
1. Нельзя снимать человека, который не привык сниматься, крупным планом.
У человека, который не привык сниматься, бегают глаза, он нервно облизывает губы, чешет за ухом, и пугает людей. С человеком или нужно работать, или, если времени нет, снимать его общее.
Более того! Такого человека можно вообще не снимать. Можно показывать его материалы. Только не путем втыкания камеры в экран монитора, так изображение будет дрожать и двоиться, а путем вставления слайдов в монтаж.
2. Нельзя снимать человека, читающего телесуфлер, фронтальным крупным планом.
Потому что у него глаза бегают по строчкам. Это очень плохо выглядит. Кстати, я не понимаю, откуда у всех деньги на телесуфлер? Он же стоит как самолет, его нужно заранее заказывать, и специалистов к ним очень мало.
Но, допустим, денег много, тогда лучше потратить их не на телесуфлер, а на время, чтобы разговорить преподавателя. Он же не первый раз рассказывает свой материал? И сейчас справится. Опять же – можно снять человека на две камеры, вот еще хороший повод потратить деньги, и красиво будет.
3. Нельзя ставить в кадр гигантскую плазму. Маленькую тоже нельзя.
Нет, она не украшает кадр. Она заливает пространство мертвенным светом и перетягивает все внимание на себя.
Если лекция снимается вживую, когда докладчик уже стоит перед каким-то экраном, тогда ничего не поделаешь. Но обычно съемки видеокурсов происходят отдельно от публики.
4. Нельзя обойтись без монтажа.
Невозможно снять все в один план. В один дубль тоже нельзя. Это очень трудозатратно для того, кто снимается. Пожалейте человека. Нельзя сообщать преподавателю, что он должен переговорить предыдущие 20 минут, потому что только что оговорился. Для этого есть монтаж.
5. Нельзя поручать монтаж человеку, который свалился с луны.
Человек, который вообще не в теме, может случайно вырезать важную часть курса, потому что ему блики на стене не понравились. Тот, кто монтирует, должен ориентироваться в содержании.
6. Нельзя игнорировать настроение говорящего.
Если оно тухлое, нужно сделать все возможное, чтобы это исправить. Никакой пост не вытянет мертвые глаза. И невозможно будет заставить людей это смотреть. Люди очень чувствительны к настроению. Буйствовать докладчик тоже не должен, нужно найти приемлемую середину.
7. Нельзя игнорировать задник.
Это политические блогеры могут сниматься в помещениях, напоминающих ванную комнату. Преподаватель должен быть или на нейтральном фоне, или на фоне книг, или на специально купленном заднике. Может так случиться, что названия книг на корешках окажутся читаемыми. Соответственно это тоже надо контролировать. На крупнобюджетных проектах для этого есть художник-постановщик, можно назначить себя на эту должность и все сделать самому.
8. Нельзя строить кадр так, чтобы человек выпадал из него.
Образцы построения кадра можно посмотреть на западных курсах типа Great Courses, презентациях TED, да хоть те же новости.
9. Нельзя ставить фоновую музыку под голос на всю длину серьезной лекции.
Исследования о том, что музыка помогает учиться, в основном сводятся к тому, что она снимает стресс. С таким заявлением я не буду спорить, но, как вы понимаете, это не то же самое. Обычно она просто отвлекает. К тому же, на музыку существуют права. Если вы ее не купили, а просто нашли и поставили, к вам могут прийти неприятные люди. Не надо считать, что все вокруг народное. Вокруг нас скоро будет одна сплошная частная собственность. В случае классической музыки давно умерших композиторов, где нет прав на саму музыку, могут существовать права на исполнение.
На этом всё, хотя пунктов должно было 10. Но я вспомнила, сколько раз за последний год мы сами пренебрегли этим пунктом из-за бюджетных ограничений, и поняла, что он будет мне мешать ходить в белом пальто. Поэтому придется остановиться на священном монгольском числе.
Comments