Не те тигры, не то мясо
- Катерина Ковалева
- 22 нояб. 2016 г.
- 3 мин. чтения

“Боевой гимн матери-тигрицы” Эми Чуа я читать не собиралась. Как-то у меня сразу сложилось мнение, что это описание китайской методики воспитания успешных детей, и мне ничего о ней знать не надо, потому что она ничем в принципе не отличается от русской и еврейской.
Хорошо, что у меня есть френды, именно от которых я и узнала, что книга вообще не об этом. Сейчас не буду метать камни в медийную шумиху, она, видимо, специально существует, чтобы отводить глаза от стоящего материала. Это фактически мемуары. Дневник матери в отчаянии. Или инструкция, как упасть в пяти шагах от цели, не зная, были бы у тебя шансы дойти или нет. Гимн мужеству. Все, что угодно, только не технология достижения классического успеха.
Причем в книге действительно есть изложение китайских взглядов на воспитание детей. И, как я и подозревала, они не очень сильно отличаются от местных. Дети должны прыгать через огненные кольца, а родители должны следить, чтобы они это делали хорошо. У меня в классе чуть ли не каждая девочка ходила в музыкальную школу, и только меня отдали в хор, а подругу мою – в секцию легкой атлетики, потому что наши родители опасались подписываться на 7 лет непонятно чего. А свою дочь я отправила на блокфлейту, чтобы не нарушать традиции. И если бы я не отдавала себе отчет, насколько сильно моя дочь отличается от абстрактного образа идеального ребенка, то она бы там прозанималась бы сильно больше тех двух лет, на которые ее реально хватило.
В общем, это история конфликта китайской матери с американским расслабленным подходом. Разлом прошел на пути младшей дочери. Если старшая оказалась и одаренной, и трудолюбивой, и послушной и, в конце концов, вышла на сцену Карнеги-холла, то младшая оказалась тигрее всех тириц и предпочла теннисную карьеру музыкальной, сбросив мать с этого паровоза. Будь младшая дочь менее упрямой и расти она в другом окружении, где все упражняются по 6 часов в день, исход мог бы быть иным. В этом и трагедия, которой собственно и нет, поскольку несбывшиеся родительские надежды – не конец света. Дети, способные на самоопределение – это успешные дети, даже если им не дали пяток-другой медалей.
С некоторым ужасом я обнаружила ряд своих качеств в авторе книги. Вот это неумение отдыхать, нежелание оформлять себя как новогоднюю елку, высокая невротизация, касающаяся и своей профессиональной деятельности, и школьных успехов ребенка – это прям я. Можно считать, что моей дочери повезло, что я очень любила свою работу, поэтому мучить ее любым занятием шесть часов подряд я бы физически не могла, мы так надолго не пересекались. Ну и еще я хорошо вижу искусственность разного рода построений, возможно, потому, что полжизни занимаюсь созданием иллюзий на заказ. Меня чуть удар не хватил, когда в самом начале автор рассказала, что они решили воспитывать детей в духе иудаизма, учить мандарину и игре на музыкальных инструментах, при том, что никто в семье на мандарине не говорит, а говорит на другом диалекте, и на музыкальных инструментах не играет. При этом подразумевалось, что дети должны были учиться на высший балл по всем предметам. А вокруг благополучный американский средний класс, где большое внимание уделяется спорту и социальным навыкам. И тут дети с мандарином и скрипкой. Понятно было, что в какой-то момент корабль даст течь, потому что такую конструкцию не удержать. Слишком много противоречий, которые невозможно было сгладить. Так, конечно, нельзя делать. Есть определенное расстояние, на которое ребенок безболезненно может отойти от семьи, и если он захочет уйти дальше, то это должно быть его решение, не родительское.
Очень интересна роль собак в этом пейзаже. Как эта семья умудрилась выбрать именно бестолковых самоедов, я себе представить не могу. Но, кстати, не исключено, что именно эти дивные звери доказали автору, что есть вещи, которые находятся вне ее контроля и этим расширили картину мира.
Мне кажется, это очень хорошая книга. Она про воспитание, про расширение сознания, про конфликт культур и разные подходы. Про то, что ты не все контролируешь, что хотел бы, и не сможешь никогда, и про то, что дети разные, даже когда все умные и все красивые.
И вот вообще, вообще не могу понять, каким образом к этой книге прицепились все истории про китайских детей-вундеркиндов и китайских менеджеров-самоубийц и тема успеха. Книга в принципе не об успехе, она о сложности жизни и невозможности заранее договориться со вселенной обо всем, что хотел. Но в принципе весь восточный подход об этом. Они не рассматривают успех как финальную точку, для них есть только путь, и по которому надо бесконечно идти.
Comments